Геральдический Петербург (heraldic_spb) wrote,
Геральдический Петербург
heraldic_spb

Categories:

Театральная площадь, 1: гербовые грифоны Дома Романовых на Мариинском театре

Тане Алексеевой

Две композиции с романовскими геральдическими грифонами при картушах с царскими инициалами на фасаде Мариинки вполне могли бы уцелеть при Советах в своем первоначальном виде: сохранились же они нетронутыми во внешнем декоре дворца Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Ну да, грифон с мечом и щитом – главная фигура герба императорской династии. Ну и что? Кто об этом знает? Просвещать население в области родовой геральдики коммунисты не собирались и никогда этого не делали, так что грифона царского от декоративного средний «хомо советикус» никогда не отличал. И вообще, всяких грифонов, драконов и прочих чуд в архитектуре бывшей имперской столицы - целые стада. И «паршивые овцы» (читай - грифоны) Романовых в этих стадах попросту теряются. Незачем «красным архитекторам» и руки марать.

Но им пришлось. Театральных грифов (а "гриф" и "грифон" в геральдике – два взаимозаменяемых названия для одного и того же монстра) - нет, не «репрессировали» за принадлежность к "семье врагов народа", а пристроили на "совслужбу": вензеля в картушах были заменены серпами-молотками. Тогда же была свинчена и императорская корона, которая венчала лиру на куполе...

Задним числом, как мы сейчас понимаем, во всем был «виноват» главный архитектор дирекции Императорских театров Виктор Шретер, в середине 1890-х реконструировавший здание театра. В ходе этой реконструкции, изменившей фасад строения (к слову, то была последняя серьезная переделка внешнего вида Мариинки), грифоны и украсили театр.



Между каждой парой грифов Шретер дал по тому самому щиту с медальоном, в котором буква «М» (инициал императрицы Марии Александровны, в честь которой театр был назван) оказалась оплетена «вензелевым именем» ее супруга – Александра Освободителя; ведь литера «А» намекала вовсе не на отчество императрицы, под ней ясно были видны римские литеры-цифры «II». Между прочим, мы не ошибемся, если причислим эти композиции на Мариинке к числу геральдических мемориалов – вроде мемориальных досок: и государыня, и ее супруг к моменту установки геральдических композиций уже давно почили в бозе. Грифоны с вензелевыми именами императорской четы увековечивали память тех, чьи имена неразрывно связаны с историей театра и его названием. Не забудем, что каменный театр открылся на четвертом году правления императора Александра Второго, и не чем-нибудь, а глинковской «Жизнью за царя».



Как знать, быть может, букву «М» советские начальники еще и стерпели бы, но никаких-таких «А II» на лице развлекательно-идеологического заведения верные наследники цареубийц потерпеть не могли. Вот фрагмент позднесоветского (1982 года) фото Мариинского театра: серпы с молотками отчетливо видны на щитах.



В общем, вооруженным мечами чудищам не повезло - они оказались на страже символики палачей династии, которой верно служили в качестве "геральдического имени" (герб - изобразительное имя своего владельца). Август 1991-го положил конец бессмыслице: советские символы-узурпаторы стали рушиться в тартарары повсюду, и прежде всего - там, где самозванствовали.

Вот дореволюционный снимок – грифоны уже есть; вот поздний постсоветский снимок – "совслужащие" чудовища демонтированы, и их еще нет. А вот и возвращение грифоньих композиций в первозданный вид.



Второе возвращение: ведь впервые композиции были воссозданы в 1995-ом; их даже в один прекрасный день установили, но вандалы ночью пробрались к месту работ и сбросили фигуры на землю. Те грифы, что присутствуют на фасаде театра сейчас, были поставлены в 2000-ом году. Тогда же вернулась на купол и коронованная лира.



К великому сожалению всех, кому дорога геральдическая достоверность новоделов, нынешние геральдические чудища Мариинки - не без изъянов (впрочем, легко устранимых): у фигуры слева не хватает маленького орлика, восседающего на щите, а у грифона слева и самого щита нет.


Здесь я намеренно делаю акцент не на достоверности исторической или "как таковой", а на геральдической, если угодно – геральдико-исторической достоверности. Рассуждая профессионально, гербоведчески, что грифон со щитом да без орла на нем, что грифон с мечом, но без щита – не совсем (совсем не) романовские. Да, разборчивых фото первоначальных грифов я не видел, но отчего-то уверен, что отсутствующие сейчас детали изначально были. Во всяком случае - должны были присутствовать. С другой стороны, реконструкторы божились: в имеющихся у них архивных материалах никаких сведений о присутствии орлика на щите нет. Что ж, возможно - моя уверенность неосновательна, и я напрасно предполагаю, будто архитектор Шретер соблюдал узаконения о геральдике правящей династии. Что же до щита у грифона слева, то, может быть, на нем попросту «сэкономили»? Дескать, правый бок дракона обращен не к зрителю и щита там все равно не было б видно... Не знаю.

Только углубившись в историю становления романовской символики можно понять причины сожаления об отсутствии орлика. Он лишь в сопоставлении с размерами грифонов – мелочь, но исторически и символически – никак не та «второстепенная деталь», которой можно жертвовать. Ведь не грифоны, а именно эти орлики и есть исконный, самый старый и самый главный символ рода Романовых. Если захотите узнать, как и почему гриф восторжествовал над орлом в родовой символике Романовых, прочтите об этом: Р. Паласиос. Родовой символ Романовых.

P.S.: В некоторых описаниях Мариинского театра картуш с грифонами по сторонам нередко (и совершенно ошибочно) именуют "гербом императрицы Марии Александровны". Нет, герба здесь нет и в помине; прежде всего потому, что нет никакого собственно герба, т.е. щита с эмблемами. Поэтому инсталляции на фасаде театра грамотней называть декоративными композициями на основе герба Романовых. Полный же герб царицы Марии выглядит совсем иначе и в точности совпадает с гербом жены ее внука Николая Второго и тоже русской императрицы - Александры Федоровны.


Обе русские государыни - недальние родственницы, по рождению - гессенские принцессы. Вот почему гербы императриц Марии и Александры одинаковы: родовой (унаследованный обеими по рождению) герб Гессена, где в лазури шествует "исполосованный" серебром и червленью двухвостый коронованный лев с мечом, поставлен рядом с мужним - гербом Российской империи. Непосредственно венчает сопоставленные щиты дамская императорская корона. Главная же имперская водружена на купол геральдической сени.

Что же до грифонов, то они в геральдике российского правящего Дома назначены щитодержателями гербов самых младших членов династии, наиболее отдаленных по нисходящей от государя - его правнуков, праправнуков и т.д.

* * *

От автора:
Все цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудами (и фотокамерами) tat_dt и canoe_ride.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments