Геральдический Петербург (heraldic_spb) wrote,
Геральдический Петербург
heraldic_spb

Categories:

Орел здания Гвардейского экономического общества

(В продолжение вот этого поста).

Сходил, посмотрел. Ну, ничего так себе (не шедевр: перья на брюхе уложены неаккуратно, да и сами форма и объем тушки неудачны. Ну да что теперь...).
Все объяснения, почему на торговом доме Гвардейского экономического общества оказался такой орел – ниже.

Кстати, поскольку эта птица – керамическая, она, как мне объясняли изготовители, представляет собой не цельное изделие, а собирается из отдельных небольших фрагментов – такого размера, чтобы влезали в муфельную печь. Каждый из фрагментов крепится к фасаду – вплотную один к другому (как и чем – не знаю: технологических подробностей поведать не могу). При взгляде живым глазом, да еще издалека (снизу) стыков все равно не видно.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проектным рисункам воссоздания геральдического украшения
на здании торгового дома Гвардейского экономического общества
(ул. Большая Конюшенная ул., 21-23)

Геральдическое украшение в виде восседающего в венке двуглавого орла (керамика, бронзировка; мастерская П.К. Ваулина), в 1909 году помещенное на фасад торгового дома Гвардейского экономического общества (заменено литерами «ДЛТ» в середине 1930-х), композиционно следует типовым образцам, вошедшим в моду на грани XVIII-XIX веков. В это и более позднее время подобным декором был украшен целый ряд строений, возведенных для государственных учреждений и для заведений, носящих звание императорских, а также находящихся под патронажем главы государства или членов царствующей фамилии (таковы, напр., Мариинская больница на Литейном проспекте, Горный институт и Александринский театр; на фасаде Смольного института, согласно проекту Дж. Кваренги, орла тоже предполагалось поместить в венке, но в итоге без обрамления обошлись).

Двуглавая птица стилизовалась разнообразно: она держала крылья либо распростертыми (расправленными и поднятыми), либо вытянутыми в стороны, или даже вовсе опущенными (самые известные примеры последнего варианта – на фасаде зданий Правительствующего Сената и Святейшего Синода). Во всех случаях подразумевалось, что орел имеется ввиду российский государственный.

Здесь вообще следует заметить, что варианты орлов с вытянутыми в стороны крыльями, преобладавшие в эпоху императоров Александра и Николая Павловичей и серьезно отличавшиеся от гербового (крылья которого подняты, а лапы держат скипетр и державу), употреблялись вполне официально. Как замечает современный исследователь, «это явилось в стилистическом плане итогом влияния французского ампира, а в плане гербоведческом – отражением немецкой, прежде всего прусской практики использования официальных знаков власти (Hoheitzeichen), вольно варьирующих элементы герба» (М.Ю. Медведев. Раздел «Геральдика» в кн.: Специальные исторические дисциплины. Спб, 2003. Стр. 441). Вольность эта проявлялась в замене скипетра и державы в лапах орла венком и молниями, факелом или пучком стрел, а вместо трех корон над орлом могла помещаться одна.

В первом десятилетии XX века мода на архитектурный классицизм и соответствующий декор вернулась: двуглавые орлы, прототипами которых были образцы первой половины XIX века, украсили фасады новостроек, среди которых - Этнографический музей, Дом инженеров путей сообщения на Бородинской улице, здание Государственного казначейства на Фонтанке. При этом все неоклассические орлы лишь в общем воспроизводили тип государственной птицы столетней давности, но не копировали ни друг друга, ни какой-либо из ранних образцов – вот почему ни одну из существующих птиц нельзя слепо скопировать для воссоздания орла для фасада торгового дома на Большой Конюшенной; более того: к сожалению, почти все фасадные орлы первой половины XIX были уничтожены в подсоветское время, а новейшие их реконструкции чаще всего несовершенны и не могут служить образцами.



Орел на доме Гвардейского экономического общества стоит в ряду себе подобных особняком, поскольку лишен всех обычных атрибутов государственного гербового орла – императорских корон, скипетра, державы и нагрудного щитка с московским гербом. Похоже, так поступили намеренно: ведь с формальной точки зрения это общество было не государственным предприятием, но частной инициативой государственных служащих – и дизайн орла для фасада получил вполне российский, но неофициозный вид. Заметим, что двуглавые орлы, лишенные всяких атрибутов, не были исключением и в монументально-архитектурном декоре эпохи Александра и Николая Павловичей: именно таковы российские птицы, сидящие по углам на постаменте Александрийского столпа - одного из главных памятников империи, возведенного в честь государя Александра I.

Личный патронаж Гвардейскому экономическому обществу со стороны императора, вложившего при основании общества огромную сумму в его неприкосновенный капитал, и членов императорской фамилии, которые служили в гвардейских частях и были шефами полков Гвардейского корпуса (Великие князья стали и крупнейшими акционерами общества, а должность главнокомандующего войсками гвардии на момент строительства и открытия здания занимал Великий князь Николай Николаевич-младший), функция гвардии как вернейшей опоры трона – все это послужило достаточным основанием для украшения фасада торгового дома Гвардейского экономического общества декором отчетливо окологосударственного вида. Выбор для этих целей орла с вытянутыми в стороны крыльями объясняется еще и тем, что начиная с конца 1810-х гг. именно этот фасон государственной птицы около полувека господствовал на знаменах, штандартах и униформе гвардейских полков; с тех – и до сих – пор он прочно ассоциируется прежде всего с русскими войсками и их победами (прежде всего – над Наполеоном), а уж затем с эпохой правления сыновей Павла в целом. Характерно, что в современной научно-популярной литературе этот тип двуглавого орла все чаще именуют терминами «киверный» и «гвардейский» - при том, что со строго научно-исторической точки зрения взгляд на государственную птицу с «опущенными» крыльями как на специфически «армейскую версию» российского герба, неверен.



Журнальные фотографии фасада торгового дома, сделанные в 1910-ом и более поздних годах не позволяют ответить на вопрос о том, в каком венке восседает орел: в чисто лавровом или лаврово-дубовом. Вместе с тем, обращение к нескольким сохранившимся до наших дней аналогам времен Александра и Николая Павловичей позволяет сделать достаточно уверенное предположение, что венок на торговом доме общества был просто лавровым: мода на лаврово-дубовые обрамления восторжествовавала в России только во второй половине XIX века - после дополнения Большого герба империи ветвями обоих деревьев. Уцелевшие же венки (напр., на уже упомянутых зданиях Сената и Синода, Александринского театра, а также на здании Дома инженеров путей сообщения) – полностью из лавра. С учетом этого и венок на фасаде торгового дома разумно воссоздать именно лавровым.

Дмитрий ИВАНОВ,
секретарь Гильдии геральдических художников,
главный редактор интернет-ресурса «Геральдика сегодня»

Михаил ШЕЛКОВЕНКО,
член Геральдического совета при Президенте РФ,
заслуженный художник РФ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments