Геральдический Петербург (heraldic_spb) wrote,
Геральдический Петербург
heraldic_spb

Categories:

Тоже геральдическое и тоже петербургское

БАРОН ФЕЛЬКЕРЗАМ: ЭКСЛИБРИСЫ ДЛЯ ЦАРСТВУЮЩЕЙ СЕМЬИ
(некогда написано мною вместе с М. Медведевым)

В 1890-1900-х годах барон Арминий Евгеньевич фон Фелькерзам (Arminius von Voelkersahm [Voelkersamb], 1864-1918) создал около полусотни экслибрисов для членов русской императорской фамилии.


Два из них – для собственной Его Императорского Величества библиотеки в Зимнем дворце (см. выше) и для цесаревича Алексея Николаевича (см. ниже) - наиболее известны, но прочие – не менее интересны.


Среди последних – книжный знак для Ее Величества (см. ниже; гессенский лев – эмблема родового герба Александры Федоровны), а также пять однотипных (не геральдических, но составленных из инициалов) - для самой царицы и четырех ее дочерей: Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии Николаевен.




Две более ранних работы, также из инициалов, были сделаны Арминием Фелькерзамом для Николая Второго (ниже слева) и его брата Георгия Александровича (справа), который, к слову, недолгое время в правление Николая был цесаревичем.


Не иначе, как по недоразумению в искусствоведческой литературе Арминия фон Фелькерзама принято походя обозначать штампом «художник-любитель» - быть может, только потому, что известность у современников барон получил прежде всего как историк искусства и коллекционер (в том числе – как создатель огромной коллекции экслибрисов). Да и занимаемая им должность хранителя отдела драгоценностей Эрмитажа формально не требовала от Фелькерзама приложения талантов рисовальщика. Из чистой любви к искусству экслибриса и, что называется, по собственному почину Арминий Евгеньевич обнаружил и доказал не только свой безупречный геральдический вкус, но и удивительное мастерство сугубо геральдического графика, обладающего собственным авторским почерком.

В 1907 году небольшим тиражом из печати вышел двухтомный труд Фелькерзама под названием «Описи серебра Двора Его Императорского Величества». Автор снабдил книгу экслибрисом, который был выполнен типографским способом на отдельной странице и адресован главе царствующего Дома Гольштейн-Готторпов-Романовых: на грудь государственного орла лег шифр Николая Второго, а на крылья - родовой герб Романовых с грифоном и гербовый щит Ольденбургов (одной из младших ветвей которых и были Гольштейн-Готторпы). Глядя на этот шедевр, остается только сожалеть, что выдающийся талант Фелькерзама не был востребован «на всю катушку» в официальном герботворчестве той поры.


Не столько курьезна, сколько симптоматична ошибка, сделанная Фелькерзамом в рисунке герба Владимирского (он в верхнем левом углу): задние лапы льва, держащего крест, подменены... орлиными лапами. Человек, не увлеченный геральдикой искренне, не погрязший в ней "по уши", никогда бы не допустил настолько "профессиональной" "описки".

Сам Фелькерзам принадлежал к древнему прибалтийскому дворянскому роду. Cправа – герб Фелькерзамов из «Балтийского гербовника» Г.А. Клингспора, а ниже – два экслибриса, которые создал для братьев Гамилькара и Арминия Фелькерзамов замечательный немецкий геральдический художник Эмиль Дёплер-Младший (Emil Doepler der Juengere).

Как графика самого Дёплера, так и работы его великих компатриотов Отто Хуппа и Хуго Штрёля были хорошо знакомы Арминию Евгеньевичу и явно оказали влияние на становление его собственного стиля.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments