Геральдический Петербург (heraldic_spb) wrote,
Геральдический Петербург
heraldic_spb

Categories:

Площадь Коннетабля, памятник Петру: «совмещенный» герб Всероссийской империи и Мальтийского ордена

Двуглавый орел на монументе Петра Великого у Михайловского замка – вовсе не единственный в Петербурге и окрестностях геральдический памятник союзу двух суверенных государств: Всероссийской империи и Державного Ордена св. Иоанна Иерусалимского. Статуи императору Павлу Петровичу в Гатчине и Павловске тоже украшены российскими орлами с коронованным мальтийским крестом на груди.

Но Петр-Коннетабль уникален не только тем, что памятник ему, кажется, первый «мальтийский» монумент Петербурга. Необычен собственно мальтийский декор государственной птицы на постаменте.


Присмотревшись к орлу повнимательней, нетрудно обнаружить, что мальтийского в нем – не только крест за московским щитком с Георгием Победоносцем, и не только орденская корона, венчающая крест. Все - абсолютно все! - кресты на орле по-мальтийски вырезаны ласточкиными хвостами (хотя и разной глубины): на российских императорских коронах, скипетре и державе.



Прямо скажем, никакой особенной нужды в «мальтизировании» всех деталей орла не было. Строго говоря - этого не следовало бы делать вовсе. Но серьезного преступления против государственного герба здесь не совершено. Унификация крестов через придание им всем характерного мальтийского фасона – скорее, художественная вольность, допущенная теми, кто работал над орлом. Действовал ли скульптор на свой страх и риск, желая угодить Преимущественнейшему императору – гроссмейстеру Ордена? Или Павел Петрович сам санкционировал тотальную «мальтизацию» орла на политически значимом для него монументе (который, как известно – прямая оппозиция екатерининскому «Медному всаднику» Фальконе)? Нет сомнений, что рыцарственный император как минимум не возражал против нестандартности орла – в противном случае последний вообще не появился бы на памятнике.

Последний пассаж имеет смысл только в одном случае - если сегодня перед нами на постаменте Коннетабля точно такой же орел, каким он был изначально. А ведь это, как говорится, вовсе не факт. По воспоминаниям тех, кто лучше меня помнит памятник в советскую пору, кресты на коронах, скипетре и державе были не то сбиты, не то покалечены (или даже - и то, и другое). А значит, вопрос в том, насколько достоверна та реставрация орла, что была предпринята в постсоветские годы. Ведь никак нельзя исключить того, что тотальная "мальтизация" орла - дело рук вовсе не скульптора павловских времен, а наших современников-реставраторов. Но крупных и качественных фотографий орла, сделанных в первой половине 20-го века у меня нет, и проверить ту или иную догадку - негде.



Жаль, что орденский крест утрачен и до сих пор не восстановлен там, где он непременно должен быть – на короне самого ордена (см. фото чуть выше: внизу в центре). Случись очередная реставрация орла – будем надеяться, вернуть крест не забудут.

P.S.: Для всех интересующихся темой:
»» Читать: М. Медведев. Россия и Державный Орден: эмблематическое отражение межгосударственного союза
»» Смотреть: Во всей красе: Манифест о полном гербе Всероссийской империи (Павел Первый,1800)

* * *

От автора:
Все цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудами (и фотокамерой) Александры Яновской.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments