Геральдический Петербург (heraldic_spb) wrote,
Геральдический Петербург
heraldic_spb

Categories:

Дворцовая площадь, 2: государственные орлы России на Штабе гвардейских корпусов (изуродованы)

Кате Дедяевой

Из недавно вышедшей книжки, рассказывающей о петербургских маскаронах:
«Здание Штаба гвардейского корпуса (Дворцовая площадь, 2), созданного по проекту архитектора А.П. Брюллова в 1840-1848 гг., украсили маски с изображением горгоны Медузы… На фасаде здания во всю длину межоконных промежутков первых двух этажей помещены рельефы полковых штандартов. Над ними как символ победы – голова Медузы. На ее лице необычное выражение – радостная улыбка… Декоративный рельеф подчеркивает неустрашимость и непобедимость частей русского гвардейского корпуса.»

«Маски с изображениями горгоны Медузы» едва ли действительно «украсили» это здание. Никак не соразмерные ни крыльям, ни своим длинным и тонким шеям, головы-навершия снабжены вверху и внизу (на стыках со штандартными полотнищами) совершенно беспомощными бантами - видно, лепщик был настолько бездарен, что не умел ваять даже простых ленточных узлов; художественное решение горгоньей прически и змей можно и вовсе не обсуждать - этого решения нет. Думается, Александр Павлович Брюллов и на пушечный выстрел не подпустил бы к соавторству человека со столь дурным вкусом, что виден в этих масочных «украшениях»; их автор так же безголов, как и слепленные им здесь змеи.

Брюллов и не подпускал: для декорирования пилястров рельефами был нанят вполне способный и умелый мастер (Федор Дылев), который не хуже Александра Павловича знал, что навершиями гвардейских штандартов и знамен подобного рода всегда являются государственные орлы (см. ниже пример – штандарт Лейб-Гвардии Конного полка), а не отрезанные головы персонажей древнегреческой мифологии с комичными бантами, славы русского оружия никак не способные подчеркнуть и достойные в лучшем случае кунсткамеры.



Советская политбюрократия, вероятно, сочла идеологически вредным прогонять демонстрации верности себе по площади, одна из «стен» которой украшена имперскими орлами. Халтурщики от идеологической цензуры не только изуродовали, как сумели, больших орлов, но заодно вычистили и меньших - тех, что помещаются в центре каждого штандарта (хотя эти орлы в глаза не бросались, будучи почти полностью скрыты наградными лентами, свисающими поверх полотнищ).



Почти несомненно, что и в самом верху фасада, по карнизу, украшениями были те же государственные орлы, крылья которых в подсоветское время были подменены извивающимися лентами, а тушки – земным шаром, охваченным советским серпом. Ленточки же по сторонам звезды – ни что иное, как ленты-инфулы, прежде выходившие из императорской короны.



Что же до «радостной улыбки» на лицах языческих гадин, головы которых кишат змеями, а один только взгляд несет немедленную смерть...

До наших дней дошла байка, повествующая о реакции на это архитектурно-цензурное мероприятие выдающегося русского геральдиста и последнего в имперской России управляющего Гербовым отделением Департамента Герольдии Правительствующего Сената – Владислава Крескентьевича Лукомского (младший брат которого, Георгий – автор известной всякому интересующемуся историей имперской столицы книжки «Старый Петербург», изданной в 1916-ом). Анекдот этот нигде письменно не изложен, поэтому приведу его так, как запомнил в пересказе.

Когда некто обратил внимание Лукомского на то, что государственные орлы штабного фасада сменились медузьими харями, Владислав Крескентьевич ответствовал:
- Ну что ж… Вполне логично и естественно: на место символов старого режима встали символы новой власти.

* * *

От автора:
Все цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудом (и фотокамерой) canoe_ride.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments