Геральдический Петербург (heraldic_spb) wrote,
Геральдический Петербург
heraldic_spb

Categories:

Островского площадь, 2: государственные орлы России на Александринском театре (уничтожены)

Из советской книжки, описывающей декор Александринского театра:
«Содержание скульптуры теснейшим образом связано с характером этого храма Мельпомены. На аттике здания помещен барельеф – летящие фигуры Слав с венками и лавровыми ветвями в руках, обращенными к лире, которая обрамлена дубовыми листьями».
Книжка, как было заведено, прошла цензуру Главлита (разрешение на публикацию М-25005, как значится в выходных данных), и уже поэтому - врет. Врет не по мелочам (на самом-то деле ветви в руках у ангелиц пальмовые), а всерьез - по существу.


Ведь «с характером этого храма Мельпомены» связана квадрига Аполлона над аттиком, а вовсе не крылатые Славы: эти девы и не думали лететь к лире – они стремились увенчать лавром головы государственного орла Российской империи. Во всяком случае, такое содержание вложили в аттик сами авторы - архитектор Карл Росси и скульпторы Пименов и Демут-Малиновский - «теснейшим образом» связав декор вовсе не с предназначением здания, а с официальным именем будущего культурного учреждения - Императорский Александринский театр.


Открытка (и ее фрагмент) с видом Александринского театра. Фото конца XIX века.

В подсоветские годы театр переименовали в честь Пушкина, так что он – хотя и косвенно - продолжал оставаться «александринским». Пребывание же орла на фасаде Ленинградского государственного академического театра драмы, выходящем не только на спину царицы Екатерины, но и на проспект 25 октября (так, в память о дне своего прихода к власти, коммунисты обозвали Невский), стало идеологически нетерпимым, поэтому орлиные головы сменились утиными (или гусиными? - ими завершены рога лиры, подменившей орла). На противоположном аттике, видном с улицы Росси, произошло то же самое.


Зачем красный агитпроп погнал крылатых дев венчать лавром утей (а может, лебедей?), и что вообще хотел этими «гусиными гуслями» сказать, остается загадкой. Впрочем, почти вся коммунистическая цензура в сфере монументальной пропаганды отличалась на редкость идиотской курьезностью (или, если угодно, курьезным идиотизмом) - а это уже само по себе достаточное объяснение.

* * *

От автора:
Цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудом (и фотокамерой) tat-dt; открытка – из цифровой on-line коллекции Библиотеки Конгресса США.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments